Начиная новые проекты или решая стоящие перед бизнесом задачи, руководители уделяют значительное внимание оценке юридических рисков. Всякий раз, принимая решение, кому доверить юридическое сопровождение бизнес-проектов – будь то подготовка крупного контракта, реорганизация предприятия или судебный спор, руководитель решает, кто будет заниматься вопросом – своя, проверенная юридическая служба или привлеченная консалтинговая юридическая фирма. Свои достоинства и недостатки есть как у штатных юристов, так и у консалтеров. Базируясь на собственном опыте юридической работы, автор сравнивает для вас достоинства и недостатки тех и других. И дает практические рекомендации при приеме на работу штатного юриста и при заключении договора с консалтинговой юридической фирмой.
Своя рубашка ближе к телу?
Некоторые руководители воспринимают штатных юрисконсультов, как всезнающих и всемогущих супергероев, которые обязаны уметь делать все, что имеет отношение к юриспруденции. Такой подход видится не совсем адекватным и просто неразумным.
Штатный юрист (или юридический отдел) конечно лучше, чем кто бы то ни было знаком со спецификой бизнеса – с партнерами, сотрудниками, документооборотом, особенностями принятия решений первыми лицами. Он проверен на лояльность и умение хранить конфиденциальные сведения; он не раз доказывал свою незаменимость в критических ситуациях. Штатный юрист должен уметь все, ему за это платят зарплату. Кроме того он «всегда под рукой», его можно вызвать в кабинет в любую минут для решения любого вопроса.
Штатный юрисконсульт лучше всего разбирается в тонкостях и деталях крупных проектов корпорации. Поскольку проработав в фирме энное количество времени, он представляет стиль взаимоотношений с контрагентами, более менее полную структуру бизнеса, лиц, ответственных за хранение документов и способных оперативно предоставить нужную информацию. Именно штатный юрист способен настаивать на принятии определенных решений или получения соответствующих сведений. И, конечно, информированность штатного юриста о конкретном эпизоде из жизни предприятия всегда в разы выше, чем у привлеченного со стороны специалиста.
К недостаткам штатных юрисконсультов можно отнести следующее. В основном юрист занимается текущей работой и решает огромное количество задач, достаточно мелких и иногда не видимых глазу руководителя, а крупный проект или сложное юридическое разбирательство может запросто нарушить процесс согласования договоров, подготовки претензий, приказов, повергнуть в прах оперативное выполнение иных задач, которые стоят перед юристом. Штатный юрисконсульт все делает сам и тратит часть времени на очереди, почту, копирование документов и распечатку стенограммы судебного заседания. Штатный юрисконсульт несет только дисциплинарную и в некоторых случаях моральную ответственность за проигранные дела в суде и иные отрицательные результаты своей работы.
С точки зрения банальной экономии «человеко-часов» иногда целесообразнее обращаться в консалтинговую фирму для решения стандартных юридических вопросов. Так, например, регистрация юридического лица (достаточно простое, не требующее особой подготовки дело) займет у юрисконсульта, который никогда до того не занимался такой работой время на:
— подготовку устава юридического лица – не менее 3 часов;
— подготовку заявления в ИФНС с удостоверением его у нотариуса – не менее 5 часов, с учетом дороги;
— подача документов в регистрирующий орган – не менее 8 рабочих часов, с учетом очередей.
Итого получается – 2 рабочих дня. Все это время юрист не занимается своими непосредственными обязанностями. Стоимость услуг юридической фирмы, занимающейся регистрацией юридических лиц сопоставима с потерями, которые могут повлечь отвлечение юриста от основной работы. Конечно, не стоит сбрасывать со счетов опыт и связи, которые имеет специализированная фирма.
С другой стороны, привлечение сторонней организации – не всегда оправдано для решения масштабных задач. Руководство нашей компании, желая иметь альтернативный, предложенному юридическим отделом, проект реорганизации холдинга, заказало в крупной консалтинговой организации разработку такого же проекта. Проект сильно отличался от предложенного нами, но не учитывал ряд нюансов, неизвестных консультантам, в силу отсутствия их в техническом задании. После корректировки технического задания, проект привлеченных консультантов отличался от предложенного нашим отделом совсем незначительными деталями. С точки зрения профессиональной гордости, мы обосновано считали, что время и деньги были потрачены зря. С точки зрения бизнеса, наше руководство убедилось в адекватности юридического отдела холдинга и способности его решать поставленные задачи.
Примером оправданности привлечения сторонних специалистов, может служить и иной случай.
Пример
Результаты налоговой проверки повлекли доначисление крупной суммы налогов. Не имея практического опыта борьбы со злоупотреблениями налоговиков, мы обратились за помощью в специализированную юридическую компанию. Результаты превзошли ожидания. Налоговые юристы обратили внимание на ряд ошибок, связанных с трактовкой законодательства налоговиками, а также на нарушение ими процедуры привлечения к налоговой ответственности. В силу отсутствия практического опыта, наши юристы и бухгалтеры, о таких нюансах не знали и знать не могли.
Не редки случаи, когда привлеченным организациям передают на откуп часть стабильно возникающих юридических вопросов. Чаще всего это бывают вопросы связанные с возвратом долгов. Выгода для предприятий, имеющих большую дебиторскую задолженность – очевидна и опять она связана с экономией человеко-часов. Наличие двух десятков судебных процессов напрочь лишит одного или даже двух штатных юрисконсультов мобильности и возможности выполнять свои непосредственные задачи.
К достоинствам привлекаемых специалистов можно отнести более высокую профессиональную подготовку в решении таких задач, которые в работе штатного юриста могут и не возникнуть никогда. Юристы консалтинговых фирм имеют более узкую специализацию, а соответственно более обширный опыт и глубокие знания в вопросе. Юристы консалтинговых фирм, как правило, имеют отработанные методики и технологии совершения юридических действий, будь то регистрация фирм, разрешение спора в суде или подготовка юридического заключения. Юристы консалтинговых компаний умеют хранить информацию, поскольку разглашение ее чревато потерей деловой репутации и бизнеса в целом. В штате консалтинговых фирм состоят специалисты различных направлений, что способствует более комплексному подходу к решению вопроса. Консалтинговые фирмы несут материальную ответственность за результат поручения и заинтересованы в конечном результате, поскольку положительный результат, как правило, приносит «гонорар успеха». Ненадлежащее исполнение своих обязанностей может повлечь требование о возврате аванса и возмещении убытков. В случае победы в судебном споре, расходы на юридическую фирму можно возложить на противника.
Основные недостатки привлеченных специалистов обратны достоинствам штатного юриста. Менее глубокое знание специфики и структуры предприятия, территориальная удаленность, дополнительные экономические затраты нельзя сбрасывать со счетов.
Принимая решение о привлечении сторонних юристов, руководитель должен трезво оценить возможности юристов корпорации решить поставленные перед ними задачи, соотнести время и необходимые ресурсы, которые будут затрачены корпорацией для достижения цели. Экономия на профессионалах, часто приводит к несоизмеримым затратам и к сожалению к невосполнимым убыткам.
Итак, проанализировав ситуацию, можно сделать вывод, что выбор между штатным юристом и консалтерами зависит от конкретных целей и задач, от индивидуальных особенностей организации и конкретных обстоятельств. Кроме того, если сфера деятельности фирмы достаточно высока, то необязательно ставить себя перед выбором, можно в каждом конкретном случае комбинировать преимущества штатного юриста и стороннего консалтера. Далее предлагаем практические рекомендации для обоих этих случаев.
Заключаем договор с консалтинговой фирмой
Заключая договор с консалтинговой фирмой, надо помнить, что в большинстве случае, действия юристов не имеют с точки зрения Гражданского кодекса материального результата, но в тоже время действия юристов приносят определенный (положительный или отрицательный) экономический эффект. Этот эффект достигается посредством совершением юристами определенных, установленных законом действий. Так например, если мы говорим про представительство в суде – то для эффективного представления интересов, юристы должны определить позицию, собрать (запросить) доказательства, согласовать позицию с клиентом, подготовить процессуальные документы, ознакомится с судебным делом, представлять интересы в судебном заседании, получить исполнительный лист и передать его в службу судебных приставов. Фраза в договоре на оказание юридических услуг – «ведение дела в суде», конечно подразумевает все это, но столь расплывчатая формулировка может применять только к проверенным и высокопрофессиональным юристам (я слышал, что такие есть). В противном случае вы рискуете нарваться на откровенное завышение реальной стоимости работ и выплату полновесного гонорар лентяю, написавшему половину бумажки, один раз побывавшему в суде и вдобавок проигравшему дело.
Желательно тщательно прописать и обязанности заказчика, во избежание недоразумений.
ПРИМЕР: Питерская фирма заключила в московской консалтинговой компанией договор на представительство в суде по делу о защите деловой репутации фирмы. Москвичи получили аванс и запросили документы, направив директору письмо по электронной почте. Дело не выглядело сложным, но нужна была так называемая «фактура». Через некоторое время юристы направили еще одно письмо с просьбой предоставить документы, потом еще одно, последовала серия звонков, пришло заказное письмо на имя генерального директора с вежливым напоминанием о заключенном договоре. К этому времени директор воспринимал московских консалтеров как телефонных террористов ил рекэтиров, а приходящую к нему электронную и почтовую корреспонденцию, как спам. В конечном итоге, заказчику пришлось нанимать еще одну юридическую фирму для возврата аванса, заплаченного московским юристам. Почему так вышло? Причина банальна – заказчик заплатил аванс, заключил договор и стал ждать когда ему принесут на блюдечке голову обидчиков, консталтеры ждали, когда заказчик расчешется на передачу им доказательств – собственно блюдечка, ножика и шеи заказчика, с тем, чтобы им осталось только совершить изящный взмах.
Стоимость работы привлекаемых юристов зависит от уровня их квалификации, сложности дела и длительности процесса, но как правило колеблется в пределах 10-15 % от «выигранной суммы». Расчет тут может производиться как по почасовой ставке, так и с указанием твердой суммы за сделанную работу или процентов полученных клиентом денег. Последний случай, наиболее рисковый для консалтеров, но и наиболее дорогой для заказчиков (клиентов).
Ответственность юридической фирмы установить крайне сложно. Заключая договор и обсуждая пункт ответственности надо понимать, что фактически юридическая фирма рискует в пределах полученного аванса, а если его нет, то и необходимо доказывать, что неграмотные действия или откровенное безделие причинили вашей фирме неисчислимые убытки, что крайне проблематично.
И конечно, заколючая договор с юристами, надо всегда помнить, что составляя договор они играют на своем поле, а следовательно надо быть максимально внимательным.
Принимаем на работу юриста
Если же вы все же для выполнения текущей правовой работы решили принять в штат юриста, то следует учесть, что учитывая специфику работы по этой должности, в трудовом договоре лучше отразить все профессиональные нюансы., шаблонный трудовой договор не будет отражать все важные аспекты выполнения трудовой функции для данной должности.
В абсолютном большинстве случаев договор со штатным юристом ничем не отличается от договора с остальным сотрудниками. В тоже время в трудовом договоре с юристами должны быть отражены наиболее важные аспекты его трудовой функции. Это направление его деятельности – (недвижимость, налоги, акции), это компенсация транспортных, почтовых и других затрат, это ненормированный рабочий день и соответственно дополнительные дни к отпуску. Это запрет отлучаться от города более, чем на 100 километров, на тот случай, если понадобится срочный совет. В некоторых трудовых договорах я видел описание процедуры выплаты премии за достижения (победа в суде, завершение сделок и так далее).
Выбор же специалиста, который подпишет этот договор – одно из самых сложных мероприятий в подборе персонала. Уже даже наш президент сказал, что пора прекращать готовить юристов, так как предложение давно превышает спрос. Найти хорошего юриста в бесконечном море дипломов всех мастей и Вузов – крайне сложно.
Для начала надо понять, для решения каких задач вы подбираете специалиста и в какой области промышленности он должен трудиться, чтобы иметь соответствующий опыт. Говорить о том, что у юриста есть какой-то опыт работы можно, по моему мнению не раньше, чем через два года работы по специальности. Посему для решения задач повышенной сложности рекомендую общаться со специалистами, отработавшими в аналогичной вашей сфере не мене двух лет.
Чтобы определить уровень реальных знаний специалиста, не поленитесь составить (самому или с помощью коллег кандидата) небольшой тест, отражающий специфику вашей отрасли применения законодательства. При разговоре с юристом обращайте внимание на то, какие термины и слова он употребляет. Человек, доработавшийся в нашей профессии до начала профессиональной деформации личности любую жизненную ситуацию перекладывает на нормы законодательства, а следовательно и мысли неосознанно излагает чеканными формулировками.
Мы познакомились с достоинствами и недостатками как штатных, так и консалтинговых юристов. Кому доверить ведение своих дел и правовую защиту своего бизнеса, решать несомненно только вам. Но какое решение бы вы не приняли, желаю вам помнить, что доверять надо профессионалам, влюбленным в нашу непростую профессию. Никакие титулы, рейтинги и красивые слова не покроют урона, который может принести непрофессионал или невежа одним росчерком пера или одним нажатием клавиши.