Хорошо зафиксированный пациент в наркозе не нуждается (Базовые принципы безопасного договора) (Тезисы доклада на Конференции «Наука, бизнес, власть 2016» 23-24 мая 2016 г.)

Как newsbel.by-20.03.2015-M5l8tW0uGRf4aEsx2cWMuQpqkRq00ZFMчеловек, сдавший Историю государства и права России на твердую четверку, я ответственно заявляю:

— истории о том, что русские купцы скрепляли свои сделки исключительно рукопожатием – миф.

Большинство берестяных грамот, найденных на раскопках в Пскове и Новгороде носят коммерческий или юридический характер – это купчии, расписки, завещания, судебные протоколы или складские расписки.

С момента изобретения письменности и проникновения грамотности в слои коммерсантов, условия договоров стали фиксироваться письменно.  С того момента, как человечество изобрело письменный способ фиксации договоренностей, свидетельские показания перестали приниматься в расчет при определении условий договоров.

С какой целью стороны письменно  заключают договор?

Существуют несколько подходов к ответу на этот вопрос. С одной стороны, договор служит для того, чтобы стороны могли письменно изложить основания, по которым они не доверяют друг другу.

С другой стороны, важнейший принцип безопасности заключенных договоров, можно изложить так: хорошо зафиксированный пациент в наркозе не нуждается.

И тот и другой подход позволяет связать стороны по договору таким образом, чтобы исключить возможность совершения действий, противоречащих договоренностям.

Что мы понимаем под «Безопасностью договора»?

  1. Договор направлен на удовлетворение текущих или будущих потребностей обеих сторон
  2. Потери, понесенные сторонами при исполнении договора, будут возмещены взаимным предоставлением контрагента
  3. Нарушение договора любой из сторон влечет за собой возможность разрыва договора, возмещения потерь и выплаты неустойки.

По каким причинам заключенный договор становится небезопасным для сторон?

  1. Ненадежный партнер

Потерпевшая сторона, несет потери, поскольку не получает желаемого по договору, в силу некомпетентности или недобросовестности контрагента.

Потенциальных потерь можно избежать уже на стадии заключения договора, проведя проверку контрагента, на предмет:

—  возможности заключения договора (наличия достаточного количества полномочий) — — возможности исполнения договора (профессиональной компетенции, финансовой состоятельности, наличия технической возможности)

— профессиональной и личной репутации.

Сомнения в личности контрагента, его компетенции и компетентности, должны с разумной долей паранои, трактоваться против возможной выгодности предложенных условий.

  1. Невнимательность к условиям договора.

Я выделяю два неправильных подхода к разработке условий заключаемого договора:

— наплевательский договор скачивается из интернета, детали не прорабатываются (если меня захотят, то все равно обманут, нет смысла вникать)

— параноидальный (согласовывается каждая запятая, партнер проверяется до седьмого колена, каждое условие редактируется, партнеру выкручивают руки с требованием льгот, скидок, отсрочек).

Каждый из подходов имеет свои плюсы и минусы.

«Наплевательский» подход предполагает доверие к партнеру, уверенность в своих силах и намерениях своего контрагента. Однако, возможны злоупотребления уже на стадии заключения договора.

«Параноидальный» подход несомненно делает договор максимально проработанным, однако часто внутренние энергетические ресурсы сторон настолько сильно расходуются на стадии заключения договора, что на стадии исполнения уже никто ничего делать не хочет, поскольку накопились субъективные претензии к контрагенту. Чаще всего такие договоры заканчиваются неприятностями для сторон. Не редка ситуация, когда увязнув в мелочах условий, какая-то сторона пропускает важный момент, ставящий ее в невыгодное положение.

Часто переговоры с контрагентами, исповедующими параноидальный подход к заключению договора, прекращаются до подписания договора и никогда не возобновляются.

  1. Небрежность в фиксации исполнения договора

Это самый важный момент. Договор должен исполняться. Вы прекрасно понимаете, что вам мало построить дом или создать по заказу партнера вечный двигатель, вам надо зафиксировать промежуточные этапы работ – принятие площадки под строительство дома, доставка техники и материалов, разработка и утверждение у заказчика принципиальной схемы перпетум мобиле.

Расскажу вам два случая, когда именно условия договора сыграли неприятную роль для моих процессуальных оппонентов.

В первом случае доверитель поручил мне взыскать аванс, выплаченный строителям бассейна для серной кислоты, поскольку по словам доверителя, строители не приступали к работе.

В ходе разбирательства, мне была предъявлена КС-ка о частичном исполнении работ, подписанная прорабом доверителя, на сумму, превышающую аванс.

Используя условия договора, я смог убедить судью, что представленный документ нельзя рассматривать в качестве доказательства.

Я задал несколько вопросов представителю ответчика и все стало на свои места.

По договору строители должны были принять площадку для строительства по акту, чего они не сделали (и не смогли доказать обратного).

Приняв площадку они должны быть получить на складе материалы для строительства, чего они не сделали (и не смогли доказать обратного).

Кроме материалов, строители должны были получить рабочую документацию для строительства, чего они не сделали (и не смогли доказать обратного).

Выполнив работу частично, строители должны были созвать комиссию, предъявить выполнение и только тогда подписывать форму КС-2, КС-3.

Поскольку доказать исполнение вышеуказанных условий ответчики не смогли, их доказательство не было принято во внимание и аванс взыскан в полном объеме.

Во втором случае, недовольный продюсер взыскивал с компании промоутера, денежные средства за продвижение спектакля. Продюсер посчитал, что обязательства промоутера выполнены некачественно, поскольку количество билетов, проданных на спектакль, было ниже ожиданий продюсера.

Выступая на стороне промоутера, я взял на заседание образы полиграфической продукции, всех форматов, которые были указаны в договоре, вырезки из статей в газетах и журналах о будущем спектакле, в количестве, указанном в договоре, ссылки на интернет ресурсы, в количестве, указанном в договоре, а также заключенные договоры на рекламу в метро, на трамвайных остановках, по телевидению, в количестве, указанном в договоре.

Представитель истца обоснованно говорил, что доказательств оплаты и исполнения по представленным рекламным договорам не имеется, а следовательно, услуги были оказаны не качественно, что повлекло за собой убытки.

Однако, в договоре было написано буквально следующее: «заключить договоры на рекламу в метро, на трамвайных остановках, по телевидению». Что и было исполнено промоутером. Обязанности исполнять эти договоры у промоутера формально не было.

К слову сказать, истец явно был поклонником параноидального подхода к заключению договоров.

Каковая должна быть структура безопасного договора?

Структура любого гражданско-правового договора, независимо от количества сторон его подписавшего, от количества страниц в нем выглядит следующим образом:

— взаимные полномочия сторон на подписание договора

— взаимные обязательства сторон, удовлетворяющие потребности каждой из сторон

— взаимная ответственность сторон за нарушение обязательств по договору.

Следование этой структуре, снизит ваши риски потерять деньги, время, деловую репутацию и нервы.

Наша практическая деятельность помогла нам выработать следующие

 Базовые принципы безопасных договоров:

Баланс интересов

Исполнимость условий

Законность условий

Нравственность целей

Единство толкования

Сотрудничество сторон

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s